Что должны знать родители будущего первоклассника

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)
За последнее время в школе произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.
Итак, Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Перед Вами, родителями будущего первоклассника, встает вопрос: готов ли он к этому? И какие требования предъявляет современная школа к знаниям дошкольника?

ПАМЯТЬ.
-запомнить ряд простых картинок или геометрических фигур (от 7до 9) и затем
назвать, показать среди других или нарисовать (что значительно сложнее) нарисовать их на чистом листе;
- повторить ряд из 3-5 чисел;
- рассказать стихотворение;
- пересказать только что прочитанный текст;
- нарисовать 10 кружочков в ряд и заштриховать 1, 3 и 9-й. (ребенок должен услышать инструкцию, запомнить и выполнить от начала до конца не переспрашивая).
- запомнить геометрический узор и воспроизвести расположение фигур, расстояние между ними и количество.
ВНИМАНИЕ. В первую очередь обращают внимание на развитие произвольного внимания, т.е. способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут; умение внимательно выслушать инструкцию и по необходимости уточнить задание.
- сравнить парные картинки (найти 5-7 отличий);
- пройти лабиринт (желательно следить только глазами).
- корректурная проба (заполнить ряды фигур по образцу определенными значками).
Для проверки МЫШЛЕНИЯ предлагают разнообразные задания, для выполнения которых у ребенка должен быть сформирована способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, уметь объединять предметы по группам, вычленять лишнее — то есть уметь анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать.
 Определить лишнее:
- малина, крыжовник, черника, дуб;
- Миша, Коля, Петя, Иванов.
 Как назвать одним словом:
- чашку, кувшин, тарелку, стакан;
- белку, ежа, медведя;
- январь, июль, июнь.
 Что означает выражение «красна девица»?
 Назови как можно больше черт сходства и различия:
- кошка и собака (домашние животные, хвост, уши, усы, шерсть; царапается / кусается, мяукает / лает, ловит мышей / сторожит дом и т. д.);

- пастух и корова (ноги, нос, живые, двигаются; человек / животное, говорит / мычит и т. д.);
- ворона и щука (хвост, дышат, питаются; птица / рыба, летает / плавает, каркает / молчит и т. д.).
 Дорисуй четвертый кораблик так, чтобы сохранить закономерность.
 У одной вороны три крыла, а у другой на одно крыло больше.
Сколько крыльев у второй вороны?
 Отгадывание загадок различной сложности.
Развитие МОТОРИКИ будущего школьника часто тестируют с помощью практического задания, например:
- нарисуй человечка. В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: нос, уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней. Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.
- подражание письменным буквам: "Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же".
Тесты из раздела РАЗВИТИЕ РЕЧИ наиболее разнообразны и чаще всего требуют достаточно высокого уровня развития речи.
- назови одним словом: мальчик, который ходит в школу (ученик); женщина, играющая в теннис (теннисистка); человек, играющий на пианино (пианист).
- если лошадка сделана из дерева, то какая она? (Деревянная.) Если у папы темные волосы, то какой он? (Темноволосый.) Если сегодня идет дождь, то день какой? (Дождливый.)
- скажи правильно: одна варежка, а много (варежек); один мяч, а много (мячей); одно дерево, а много (деревьев).
- подбери рифму к слову мишка, палка.
- скажи наоборот: горячий – (холодный), твердый – (мягкий), бедный – (богатый).
- расскажи стихотворение.
- расскажи скороговорку (либо повтори: хорош пирожок внутри творожок).
- составить рассказ по картине, серии сюжетных картинок.
- раздели предложение на слова.

- раздели слово на слоги.
- определить место звука в слове.
- определить жанр художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение.
- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.
Отдельно хотелось бы остановиться на чтении. Каждый родитель задается вопросом: должен ли ребенок уметь читать до школы? Конечно, никто не вправе требовать от будущего первоклассника умения читать и писать, но, тем не менее, на собеседовании у ребенка обязательно поинтересуются, умеет ли он читать. Проверяют обычно не скорость, а способ чтения (слово, слог, буква) и его сознательность, т.е. понимает ли ребенок, что он только что прочитал, может ли ответить на вопросы, высказать свое мнение. Могут попросить написать на слух слово печатными буквами.
При беседе на тему «Окружающий мир» ребенок должен знать:
- состав своей семьи, имена, отчества и фамилии родителей, их профессии;
- адрес, домашний телефон, название своего города, страны;
- последовательность времен года, их признаки; дни недели, части суток;
- названия насекомых, животных, их детенышей и среды обитания; уметь разделять их на группы (дикие и домашние, хищники и травоядные);
- названия растений (деревьев, цветов, овощей, фруктов, грибов), и уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности.
- правила поведения пешеходов на дороге, определять вид транспорта;
- соотносить магазины и продаваемые в них товары;
- различать профессии.
Что касается математических представлений ребенка, то
здесь надо отметить, что в разных школах предъявляют различные
требования к уровню их сформированности. При этом различия могут
быть очень существенными.
- картинка с заданием: где мячиков больше?
- пересчитай пальцы на руках, на какой больше?
- положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке.
- продолжи счет 1, 2, 3...
- посчитай от 3 до 8;
- назови число, которое стоит перед 5;
6
- назови число, которое стоит после 4;
- назови число, которое стоит между 5 и 7.
- из каких чисел состоит число 5;
- какое число на 1 больше числа 6;
- на сколько 5 больше 3?
- называть числа в прямом и обратном порядке;
- Аня съела апельсин, грушу и яблоко. Сколько фруктов съела
девочка?
- знать и уметь писать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
- знать знаки +, -, =, >, <;
- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и
вычитание;
- уметь пользоваться знаками арифметических действий;
- уметь измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составить из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры
большего размера;
- уметь делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
- уметь ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
- уметь считать от 1 до 20;
- решать примеры на вычитание и сложение (типа 3-1 =…; 4 + 4 =…;
15-2 =…; 20-9 =…; 10 + 1 =…)
Итак, из всего вышесказанного ясно, что к школьному обучению
Ваш ребенок должен прийти с большим багажом знаний, при этом
требования, предъявляемые к будущим первоклассникам тем выше,
чем «сильнее» школа. И, стоит отметить, что мы анализировали
только одну составную часть «школьной готовности» -
интеллектуальную. Психологическая, волевая, личностная готовность
– не менее, и, даже более важные компоненты готовности к обучению.
Учитывая, что к 7 годам ребенок должен овладеть огромным
пластом знаний, следует сделать вывод, что Вам и педагогам Ваших
детей следует заранее позаботиться о том, чтобы к моменту
школьного обучения все необходимые умения, знания и навыки были
у ребенка сформированы. Данный процесс в каждом случае
индивидуален и зависит от способностей и характера конкретного
ребенка, а также внешних условий (особенностей воспитания в семье,
«опыта», приобретенного в детском дошкольном учреждении и т. д.).
Готовность к обучению в школе возникает у детей
не сама по себе, а образуется постепенно и требует
специальных занятий с ребенком.
До 6 -7 - летнего возраста родители ребенка, к сожалению, не
так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности
его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие
или отсутствие желания учиться. А в школе «вдруг» у вполне
7
нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и
накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.
Существуют индивидуально-психологические особенности
детей, которые далеко не всегда очевидны, часто выясняются
только при специальной диагностике, и порождают проблемы в
обучении с первого дня прихода в школу, если не проводить
профилактической коррекционной работы. Это может быть
сниженный уровень интеллекта ребёнка; резкая дисгармоничность
интеллекта ребёнка с недостаточным развитием его вербальных
подструктур (крайние "визуалы" и "кинестетики"); наличие отклонений
в эмоциональном и личностном развитии ребёнка (элементы
невротизма, аутичность, психопатии и пр.); недостатки зрительно-
моторной координации и т.п.
Таким образом, встаёт вопрос о проведении комплексного
обследования не только детей поступающих в первый класс, но и
детей младшего дошкольного возраста. Такая диагностика позволяет:
 выявить индивидуальные возможности ребёнка;
 составить прогноз относительно будущих проблем;
 разработать рекомендации для педагогов и родителей,
выполняя которые удается избежать осложнений в обучении и
развитии ребенка;
 разработать индивидуальный план занятий для формирования
готовности к школьному обучению.
Поэтому, на наш взгляд, надежным залогом успешной учебы
Вашего ребенка являются максимально ранняя диагностика его
познавательной сферы и уровня общих представлений об
окружающем, всестороннее развитие и дальнейшая подготовка к
обучению в школе.
А сейчас, уважаемые родители, вам будет предложено мини-
тестирование, состоящее из наиболее сложных вопросов, которые
предлагают будущим первоклашкам в разных школах. Только одна
маленькая просьба: сначала протестируйте себя  и, если все
получится, предложите задания ребенку .
8
Обыкновенная школа
1. Назовите одним словом
самолет, корабль, лодка, мотоцикл
компот, сок, чай, кефир
июнь, август, октябрь
теннис, бокс, фигурное катание, хоккей
ручка, тетрадка, линейка, ластик
утюг, пылесос, холодильник, стиральная машина
2. Сравнение понятий
Назовите как можно больше признаков сходства и отличий между:
 вороной и щукой
 пастухом и коровой
3. Логические задачи
- Тройка лошадей пробежала 5 километров. Сколько пробежала
каждая?
- На столе лежало 4 банана. Один разрезали пополам. Сколько
бананов теперь на столе?
- Может ли трамвай объехать человека, стоящего на рельсах?
Почему?
- Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
- Если цапля стоит на одной ноге, она весит 10 кг. Сколько она будет
весить, если встанет на две ноги?
- Что тяжелее – килограмм ваты или килограмм картошки?
- У троих братьев по одной сестре. Сколько детей у родителей?
4. Мышление по аналогии
9
Я назову вам три слова. Два из них являются парой, подходят друг к
другу по смыслу. Вам нужно будет придумать пару к третьему слову,
чтобы получилось так же, как в первой паре.
Карась – рыба, а василек - ?
Больница – врач, а школа - ?
Птица – гнездо, а собака – ?
Черное – белое, а утро - ?
Часы – время, а градусник - ?
Море – вода, а небо - ?
Дом – кирпич, а слово - ?
5. Продолжи фразу:
"Если будет сильный мороз, то..."
"В комнате погас свет, потому что..."
6. Определи лишнее:
Корова, коза, лось, лошадь
Река, озеро, море, мост
Кукла, прыгалки, песок, юла, мяч
Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля
Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный
Часы, календарь, весы, будильник
10
Математическая школа
1. В тексте все предложения перепутаны. Нужно поставить их на
свое место.
Сеня подошел к Трезору и увидел, что Трезор лижет лапу. Сеня
нашел много орехов и собирал их в сумку. Это был ёжик. Вдруг
Сеня услышал, что его Трезор жалобно воет. Сеня пошел в лес за
орехами. Мальчик достал платок и перевязал собаке лапу. Около
Трезора лежал какой-то комочек с иголками. С ним побежала его
собака Трезор. Сеня понял, что Трезор уколол лапу об иголки
ёжика.
2. Что это за примеры, как они связаны с картинкой?
4+3
3+2
11
3. «Корова — 2, овца — 2, свинья — 3, собака — 3, кошка — 3, утка
— 3, кукушка — 4, петух — 8. Ослик — ?» (для зачисления в
физматкласс)
Языковая школа
1. Каких детских писателей вы знаете?
2. Зачем нужна парта?
3. На березе растут три шишки, одна упала. Сколько шишек
осталось?
4. Что означает выражение «красна девица?»
5. Что общего между молоком и ежиком?
6. Объясни, что такое:
 Нож
 Велосипед
 килограмм
А сейчас – задание для выявления уровня зрительного
восприятия и внимания:
«Осмотрите комнату и найдите предметы, в которых есть круг,
окружность".
Задание для выявления уровня творческого мышления:
«Найдите как можно больше вариантов использования карандаша».

Немає коментарів:

Дописати коментар