ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ
Читайте вместе с ребенком.
Читайте вместе с ребенком.
Читайте сказки, рассказы, стихи по
очереди. Большую часть читает взрослый, а одно или два предложения – ребенок. И
так, чередуясь, можно прочитать довольно много. Главное, что ребенку будет
интересно, ведь взрослые читают с выражением, быстро и, в то же время, ребенок
тоже участвует в чтении. Пусть немного прочтет, потом еще немного, а в целом
получится хорошая тренировка в чтении без напряжения.
К тому же, когда читает
взрослый, ребенок следит глазами по тексту, стараясь успеть за взрослым. Так
развивается внимательность, умение
концентрировать внимание на тексте и следить по тексту.
Читайте ежедневно.
Читайте ежедневно. Только то,
что тренируется, то развивается. Лучше читать 15-20 минут ежедневно, чем один
раз в неделю 1.5 часа. Хорошо читать
несколько раз в день, но понемногу. Прочитал ребенок сам 15 минут, пусть
займется другим делом. Потом еще раз предложите почитать. Вечером почитайте
вместе с ним. Таким образом, тренируется навык чтения. Не забывайте, что чтение
– это такой же навык, как и ходьба, бег и т.п. А навыки развиваются в процессе
многократных повторений, тренировок.
Читайте перед сном.
Читайте перед сном, но не
учебники, а художественную литературу. Очень хорошо, когда ребенку читают на
ночь книгу взрослые и останавливаются, не дочитав до логического завершения.
Как в сериалах – остановиться на интересном моменте, чтобы сохранить интригу.
Тогда, возможно, ребенку захочется дочитать самостоятельно, еще до того, как
придет следующий вечер, и Вы сможете ему дочитать.
Даже если ребенок сам и не
будет читать, то таким образом Вы поддержите интерес к книге. Наверняка, малыш будет вечером просить, чтобы
Вы ему дочитали. Не торопитесь, скажите, что дочитаете перед сном, а если он
хочет сейчас, то пусть пробует сам. Если ребенок читает еще плохо, то он может
взять книгу, полистать, посмотреть картинки и отложить ее. Похвалите его хотя
бы за то, что он взял книгу и посмотрел. Подогрейте его интерес. Спросите: «Как ты думаешь, что будет дальше»?
А вечером опять почитайте немного.
Ограничивайте время чтения.
Ограничивайте чтение ребенка,
если ему читать трудно и неинтересно. Пока ребенок не понял вкус чтения, пока
он читает медленно и с трудом, длительное чтение приводит только к обратному
результату. Пропадает желание читать вообще.
Сколько времени должен читать
ребенок? Давайте исходить из того, что урок в первом классе длится всего 35
минут. И читают дети только 20-25 минут,
да и то с перерывом. Поэтому дома
ребенку надо читать не больше 15-25 минут без перерыва. Но это касается только
тех детей, которые еще плохо читают и читать им трудно. Если ребенок читает
хорошо и с интересом, то время чтения
можно увеличить.
Играйте с текстом.
Покажите ребенку, что читать
можно интересно и смешно. Можно играть с текстом, со словами, с буквами.
Разнообразные варианты чтения позволяют тренировать навык чтения без
напряжения.
Как выполнять задания
с первоклассником
Не заставляйте
ребёнка сразу после прихода из школы садиться за уроки – дайте ему отдохнуть,
пообедать, поиграть. Определите время, когда ему следует начинать заниматься –
например, в 15:00. Выработанный режим со временем станет настолько привычным,
что выполнение заданий будет для ребёнка так же естественно как умывание.
Постарайтесь ввести в привычку делать домашнее задание ежедневно, не
откладывать их на последний день.
Лучше всего во время работы делать перерывы,
как в школе – ведь там между уроками обязательно есть перемены. Пусть ребёнок
после выполнения задания по одному предмету немного отдохнёт, поиграет, а потом
уже приступает к следующему.
Первоклассники
часто тратят на выполнение домашних заданий слишком много времени и всё равно
часто не успевают многое сделать. Почему это происходит? Причина этого кроется
в том, что 7-8 летние дети во время самостоятельных занятий отвлекаются, делают
много лишнего, не могут решить, с чего начать и что делать дальше. Решение этой
проблемы есть – начинать выполнение любых заданий нужно с одного –
внимательного чтения того, что задали. Если это задача – нужно прочитать
задачу, лучше всего вслух, если задано выучить стихотворение – нужно прочитать
его. Выполнять сложные письменные задания тоже лучше приговаривая вслух, так
ребёнку будет проще не отвлекаться и контролировать последовательность работы.
В первый год учёбы желательно присутствие
родителя во время выполнения домашних заданий, прежде всего, чтобы следить за
тем, чтобы ребёнок не отвлекался. Кроме того, если ребёнок что-то захочет
спросить, или наоборот, поделиться своим успехом, к кому ему обратиться?
Постарайтесь хотя бы в первый месяц его учёбы быть рядом – возьмите отпуск,
договоритесь о том, чтобы работать дома. Можно предложить и другой вариант –
пусть ребёнок выполняет самые простые задания самостоятельно, а после вашего
возвращения с работы делает более сложные.
Помогая ребёнку, не
забывайте, что делать домашние задания – это всё-таки его работа. Не пишите за
него, не подсказывайте решение задачи, иначе он никогда не приучится к
самостоятельной работе. Вы можете проверить уже выполненное задание,
подсказать, с чего начать исправление ошибок. Ни в коем случае не сидите рядом
во время выполнения домашнего задания – этим вы её не только будете смущать
малыша, но и дадите ему возможность спрашивать у вас каждую мелочь, вместо
того, чтобы думать самостоятельно.
Многие родители, желая видеть своего ребёнка
самым лучшим, самым образованным, помимо школьных, стараются давать и
дополнительные задания. Не заставляйте ребёнка постоянно перенапрягаться, это
может привести к тому, что у него совсем пропадёт желание учиться.
Дополнительные задания можно давать только в том случае, если ребёнку трудно
даётся какая-либо тема и её необходимо закрепить.
То же самое
относится и к репетиторам – родители считают, что дополнительные занятия
сделают ребёнка первым в классе. Также некоторые родители торопятся нанять
репетитора, если им кажется, что ребёнок отстаёт по какому-либо предмету. Прежде чем договариваться о дополнительных
занятиях, постарайтесь здраво оценить успехи ребёнка в школе. Если ребёнок
учится в целом хорошо, и только в отдельных случаях у него возникают трудности,
в репетиторстве нет необходимости, можно позаниматься с ним самостоятельно или
договориться с учителем, чтобы он отдельно объяснил ребёнку тему. Нанимая
репетитора < на всякий случай> вы можете вызвать у ребёнка сомнение в его
способностях, он начнёт задумываться, почему другие дети учатся хорошо и без
репетитора. Дополнительные занятия необходимы только в том случае, если
отставание серьёзное или сам учитель обратит ваше внимание на плохую учёбу.
И, наконец, большую роль в успешной
самостоятельной работе вашего ребёнка играет ваше доверие к нему. Как только вы
увидите, что он уже научился сам выполнять задания, что может обходиться без вашей помощи –
ослабьте контроль. Проверяйте задания, только если ребёнок попросит сам, или
если у него резко снизится успеваемость. Помните, что минимум контроля с вашей
стороны будет стимулом для развития чувства ответственности у ребёнка, что
очень пригодится ему в последующем.